Rambler's Top100
разработка и контент-поддержка  sergey kuznetsov content group
люди / т / Toshiro Mifune

Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune)

20 декабря 2007г., Феликс Зилич
актер
1920-04-01 1997-12-24

фильмы

Следы на снегу / Ginrei no hate (1947)
Время для дураков / Shin baka jidai zen (1947)
Время для дураков 2 / Shin baka jidai go (1947)
Пьяный ангел / Yoidore tenshi (1948)
Безмолвная дуэль / The Silent Duel \ Shizukanaruketto (1949)
Бешеный пес / Nora inu (1949)
Расёмон / Rashomon (1950)
Идиот / Hakuchi (1951)
Жизнь куртизанки Охару / Saikaku ichidai onna (1952)
Семь самураев / Shichinin no Samurai (1954)
Нет времени для слез / Otoku arite (1955)
Я живу в страхе / Ikimono no kiroku (1955)
Мусаси Миямото / Musashi Miyamoto (1955)
Мусаси Миямото 2 / Musashi Miyamoto 2 (1956)
Мусаси Миямото 3 / Musashi Miyamoto 3 (1956)
Трон в крови / Cobweb Castle / Kumonosu jo (1957)
На дне / Donzoku (1957)
Повесть о клане Ягю: искусство ниндзя / Yagyu bugeicho (1958)
Скрытая крепость / The Hidden Fortress (1958)
Мухомацу-рикша / Muhomatsu, The Rickshaw Man (1958)
Повесть о клане Ягю 2: искусство ниндзя / Yagyu bugeicho — ninjitsu (1958)
Форпост смертников / Desperado Outpost (1959)
Рождение Японии / Nippon Tanjo1959
Чудзи Кунисада / Kunisada Chuji / The Gambling Samurai (1960)
Плохие спят спокойно / Bad Sleep Well (1960)
Повесть об осаде Осаки / Daredevil in the Castle \ Osaka jo monogatari1961
Телохранитель / Yojimbo (1961)
Сандзюро / Tsubaki Sanjuro (1962)
Анимас Труяно / Animas Trujano (1962)
47 ронинов / Chushingura — hana no maki yuki no maki (1962)
Ад и рай / High & Low / Tengoku to jigoku (1963)
Пират Скэдзаэмон / The Samurai Pirate \ Dai tozoku (1963)
Ураган / Shikonmado — Dai tatsumaki (1964)
Красная борода / Red Beard \ Akahige (1965)
Самурай-убийца / Samurai (1965)
Гений дзюдо / Sugata Sanshiro (1965)
Перевал Великого Будды / Sword of Doom / Daibosatsu toge (1966)
Дикий Гоэмон / Abare Goemon (1966)
Приключения в замке Киган / Kiganjo no boken (1966)
Гран-при / Grand Prix (1966)
Бунт самурая / Samurai Rebellion / Joi-uchi (1967)
Император и генерал / The Emperor & The General (1967)
Адмирал Ямамото / Admiral Yamamoto (1968)
Знамена самураев / Samurai Banners / Furin kazan (1969)
Красный лев / Red Lion / Akage (1969)
Синсэнгуми / Shinsengumi (1969)
Дзатоити против телохранителя / Zatoichi to Yojimbo (1970)
Реставрация / Bakumatsu (1970)
Засада на горном перевале / Machibuse (1970)
Красное солнце / Soleil Rouge (1971)
Бумажный тигр / Paper Tiger (1975)
Мидвэй / Midway (1976)
Доказательство обвинения / Proof of the Man / Ningen no shomei (1977)
Японский крестный отец — война амбиций / Nippon no don — Yabohen (1977)
Заговор клана Ягю / Yagyu ichizoku no inbo (1977)
Японский крестный отец — завершение войны / Nippon no don — Kanketsuhen (1977)
Госпожа Огин / Ogin-sama (1978)
Легенда о замке Ако / Fall of Ako Castle / Ako-jo dansetsu (1978)
Приключения Косукэ Киндаити / Kindaichi Kosuke no boken (1979)
Зимние убийства / Winter Kills (1979)
1941 (1979)
Порт Артур / 203 kochi (1980)
Сёгун / Shogun (телесериал) (1980)
Вызов / The Challenge (1982)
Смерть мастера чайной церемонии / Death of a Tea Master \ Sen no Rikyu (1989)
Невеста по фотографии / Picture Bride (1994)
Глубокая река / Fukai kawa (1994)

биография

Санчуан Минлян. Именно такое имя значилось у него в свидетельстве о рождении.

Родители будущего актера, стопроцентные японцы, всегда были готовы идти на компромиссы. Семья Мифунэ перебрались в Маньчжурию задолго до начала имперской колонизации, и не последнюю роль в этом сыграло вероисповедание — много лет Токудзо Мифунэ был не только преуспевающим бизнесменом, но еще и проповедником в местной методистской общине. Человеком консервативным и глубоко верующим.

В начале 30-х он заставил семью перебраться из Циньдао в Далян, где вскоре открыл небольшую фотомастерскую. За считанные годы бизнес расцвел и расширился, и в нем пришлось задействовать всех членов семьи, в том числе юного Тосиро, который проработал у отца до окончания школы. К тому времени Япония уже воевала с Китаем, поэтому Тосиро быстро призвали в армию. Профессия, полученная в отцовской мастерской, спасла парню жизнь. Он попал в отряд военных фотографов, занимающихся аэрофотосъемкой, и прослужил там до тех пор, пока война на Тихом океане не окончилась.

В 1946 году 25-летний дембель Тосиро Мифунэ прибывает в столицу. Теперь он — беженец, один из тех куросякаев, которым пришлось покинуть Китай и искать свой кусок хлеба в Токио. В этой сложной ситуации его снова выручает профессия. По совету приятеля Мифунэ устраивается штатным помощником фотографа на студию «Toho», где очень быстро становится вторым ассистентом оператора. А в дальнейшем продвижении по службе ему помогает… коммунистическая лихорадка.

В послевоенные годы японская компартия оказывала большое влияние на профсоюзы и постоянно подбивала своих сторонников на длительные забастовки. Во время очередного подобного страйка студия «Toho» решила пойти ва-банк и объявила конкурс — поиск будущих звезд. Друзья Мифунэ отправили его фотографию, даже не спросив, что сам Тосиро думает по этому поводу. И не ошиблись: Мифунэ оказался среди 14 соискателей, направленных на прослушивание в комиссию, где присутствовал режиссер Кадзиро Ямамото.

Во время прослушивания Ямамото предложил будущему актеру изобразить различные формы гнева и через пять минут едва не пожалел о своей просьбе. Вспомнив о своем армейском опыте, Мифунэ обрушил на него такую волну негатива, что половина комиссии сразу же решила его забраковать. «Этот человек — грубый и наглый псих, с которым трудно будет работать на съемочной площадке», — таково было общее мнение. К счастью, Ямамото думал совершенно иначе, поэтому и отправил новичка к своему молодому коллеге Сэнкити Танигути, работавшему в то время над триллером «Следы на снегу».

В этом фильме Мифунэ сыграл молодого налетчика, но самое интересное для нас то, что сценаристом «Следов» был молодой Акира Куросава, который сразу же пригласил начинающего актера в свой следующий фильм — на роль якудзы. Надо сказать, Мифунэ изрядно повезло, что этот якудза был очень рефлексирующим. Иначе актер мог бы надолго застрять в характерных ролях — в том же судьбоносном году даже его первооткрыватель Ямамото успел снять новичка в роли бандитского вожака.

Но Куросаве Мифунэ был нужен совсем для другого. Восхищенный бурной экспрессивностью актера и его беспрецедентным мачизмом, режиссер решил лепить из него образ главного японского «angry young man». И слепил. 16 совместных фильмов, созданных их творческим дуэтом за 18 лет, вошли в золотой фонд японского кино. Но золотой фонд — дело будущего, а в 50-е их совместные картины стали залогом успеха не только в прокате, но и на международных фестивалях.

К началу 60-х ситуация меняется. Совместные работы Куросавы и Мифунэ больше не в состоянии вмещать в себя недюжинные амбиции бывших друзей. Драматическая развязка истории наступает в 1965 году во время съемок «Красной бороды». Куросава растягивает работу над фильмом на долгие два года и тем самым связывает руки своей главной звезде. По условиям контракта Мифунэ не вправе избавиться от своей буйной бороды и поэтому не может участвовать в других проектах, что его ужасно злит. Всего пару лет назад он создал собственную продюсерскую контору и вот теперь вынужден наблюдать за тем, как новые инвесторы поворачиваются к нему спиной. Разумеется, скандал был неизбежен — и разразился. Да такой скандал, что последующие тридцать лет Куросава и Мифунэ всячески избегали общения друг с другом.

Не последнюю роль в этом сыграла и личная жизнь Мифунэ. Ярый консерватор Куросава очень негативно воспринял то, что Мифунэ ушел от жены и бросил ее с двумя детьми. Он еще помнил, что пятнадцать лет назад ему самому пришлось идти к родителям Сатико Ёсиминэ Китагавы и убеждать их, что ее брак с Мифунэ — не фатальная ошибка. Семейство Ёсиминэ происходило из коренных жителей столицы, и появление в их доме христианина-беженца, подрабатывающего в кино ролями бандитов, виделось им настоящей катастрофой. Время показало, что они были правы.

Разрыв и с Куросавой, и со своей женой Тосиро Мифунэ воспринял довольно спокойно. В середине 60-х он выпускал по пять-шесть картин в год и был главной звездой студии «Toho». А также самым узнаваемым японским актером за пределами Страны восходящего солнца. Первый раз для съемок за границей Мифунэ был приглашен в 1962 году. В фильме мексиканского режиссера Исмаила Родригеса «Анимас Труяно» Мифунэ сыграл крестьянина-метиса, который хотел стать старостой своей деревни. К этому времени Мифунэ еще не владел никакими иностранными языками, кроме китайского, но отличная память помогла ему выучить роль. К концу съемок он с легкостью произносил испанский текст… совершенно его не понимая. В дальнейшем, участвуя в работе над несколькими голливудскими проектами, Мифунэ все же научился бегло говорить по-английски.

Но только международное признание редко может спасти актерскую карьеру. После «развода» с Куросавой звезда Тосиро Мифунэ закатилась очень быстро. Несмотря на десяток отличных картин, большая часть которых была снята при участии Кихати Окамото, Мифунэ постепенно утрачивал звездный статус. Причин для этого было множество — субъективных и не только. Первая причина — сам Мифунэ и его характер. Несмотря на свой довольно средний рост (175 см), Мифунэ всегда умудрялся быть самым высоким мужчиной в любом обществе. Грубый и громкий голос, соленые шутки и постоянные апелляции к собственному военному прошлому изрядно напрягали молодых актеров и режиссеров, которым приходилось с ним общаться. Мифунэ давно боялись и недолюбливали. Да и всем было очевидно, что он перестал соответствовать эпохе. Вторая причина — объективная и более серьезная. В конце 60-х телевидение уже вытесняло кинематограф из развлекательного бизнеса. Дорогие исторические блокбастеры перестали окупаться, поэтому звездам приходилось ввязываться в бесконечные кабальные телесериалы.

Уйти на телевидение пришлось и Тосиро Мифунэ. Следующие двадцать лет ему приходилось работать в формате 4:3, из года в год тиражировать свой хрестоматийный образ ронина-«ёдзимбо». И постепенно стареть прямо на глазах у своих по-прежнему многочисленных поклонников.

В начале 90-х у Мифунэ нашли серьезный порок сердца.

После этого жизнь актера превратилась в бесконечное прощание с окружающим миром. В 1995 году он помирился с бывшей женой, и Сатико стала единственным человеком, который провел с Мифунэ последние дни его жизни. После тридцати лет неприкрытой вражды он помирился даже с Куросавой. Это произошло в 1993 году на похоронах Исиро Хонды. Старики увидели друг друга, прослезились и молча обнялись.

24 декабря 1997 года Тосиро Мифунэ не стало.

список